Иногда мы подводим итоги, иногда - они нас...
А. Кнышев


    Итак, МАКС 2001 завершен и хочется подвести некий итог, поделиться мыслями и сделать выводы из того что там было. С точки зрения фотографии, разумеется.
    МАКС 1999 показал, что интересного на салоне очень много, а одного дня мало, поэтому в 2001 году я решил посетить авиасалон не один раз, а столько сколько получится по максимуму. Удалось попасть на салон три раза - в четверг и в выходные. Самое интересное, что анализируя свои снимки вижу, что каждый раз удается найти что-то новое в той экспозиции, которая стоит всю неделю. Новые ракурсы, новые компоновки кадра. И каждый день моего присутствия был отдан поискам настандартщины, хотя и обычными ракурсами не брезговал. Все это говорит не только о том что ехать лучше одному ,чтобы ни на что не отвлекаться, но и о моей неопытности - неспособности полностью «обсосать» тему. Впрочем, даже начиная съемку примерно в 8-30, стараешься торопиться т.к. народ прибывает довольно быстро и быстро заполняет все околосамолетные промежутки, а это мне не нравится. Кроме того, обычно, первый раз бывает в большой степени подвержен эмоциям, в то время как последующие разы позволяют более реально оценить обстановку. Так что есть смысл посетить салон как минимум пару раз.
    Однако обо всем по порядку...
    На земле: Доступ к авиатехнике на земле, в этом году, был ограничен при помощи столбиков с полосатой лентой и милиционеров без оной. С одной стороны это было хорошо т.к. ЛА не были облеплены зрителями и можно было спокойно снимать некоторые стандартные кадры, но отсутствие возможности подойти ближе вносило некоторые ограничения на выбор точек съемки. Разумеется, не вся авиатехника была озаборена - в основном военная и малоразмерная, от которой легко отламываются сувениры. Освещение в первой половине дня довольно приятное для фотосъемки - солнце пробивалось сквозь легкую дымку (или облака - в зависимости от дня посещения). Ближе к полудню, когда свет включен на полную катушку, можно было получить неприятные глубокие тени и высококонтрастные изображения, если бы не относительно светлая поверхность ВПП, которая работала как отражатель и подсвечивала темные и теневые участки объектов съемки. С 9-ти примерно до 11-ти часов утра солнце светило примерно вдоль экспозиционной ВПП, таким образом, в безоблачные дни, при съемке ЛА с одного бока солнце светит прямо в объектив, а с другой... Небо с другой стороны, в секторе от фронтальной до 1/2 вида спереди, наиболее благоприятно для использования поляризационного фильтра. В один из дней я одолжил поляр у друга и поэкспериментировал в первый раз с такого рода фильтром - в результате, после просмотра полученных с его помощью слайдов, я купил собственный поляр. Поэтому, думаю, бессмысленно говорить о том, что его применение кажется мне более чем оправданным в данной ситуации.
    В воздухе: На этом салоне еще раз убедился в необходимости для съемок полетов фотокамеры с несколькими точками фокусировки, а при их наличии - использования автофокуса. Фокусировка вручную для моей камеры с одним датчиком, конечно, более чем оправдана, но когда интересный кадр нерезок это вызывает лишь чувство большой досады. А процент нерезких кадров при съемке полетов у меня порядка 20-ти. Так что, на данный момент, я считаю что многоточечность для съемки полетов это необходимость. Впрочем об этом я уже писал ранее, а в этом году убедился окончательно, однако «угловые» точки фокусировки, о которых я мечтал ранее, появились у Minolt’ы и у Contax’а, а Nikon почему-то не хочет реагировать на мои пожелания. Оптика. Эх, все-таки 300 мм на длинном конце очень мало. Посему, хочется чтобы было хотя бы 400 мм. Какие у нас есть варианты? Из дорогущих - 80-400 у Nikon и 100-400 у Canon, оба с дрожалоустранителем©. Дивные оба, и оба были бы идеальным вариантом на данный момент, возможно Nikkor поинтересней в связи с наличием более короткого фокусного расстояния в 80 мм. Кроме того - дрожалоустранитель© - очень важный момент при съемке с такими 400-ми да еще и с рук (пленку же мы стараемся пользовать мелкозернистую). Но это для своих систем и денег. А что есть еще? Есть Tokina 80-400 также весьма хороший объективчик - и компактен и диапазон фокусных расстояний то что надо (не так давно был выпущен его ремейк). Ну а что у нас «на сладенькое»? Sigma 50-500. Этот объектив более других (из разряда тех что доктор прописал) подходит для съемки полетов. Каков диапазон фокусных расстояний! Кроме того для систем Sigma, Nikon и Canon выпущены варианты с HSM (аналог USM и SWM), а это весьма полезно для автофокуса вообще и динамического - в частности. Надеюсь что вскоре Sigma выпустит вариант этого объектива с дрожалоустранителем© - тогда нам точно счастье настанет. И когда этот день настанет, этот новый объектив, фактически, оставит позади все ниже перечисленные объективы. Поживем - увидим (хотя мне-то этот дрожалоустранитель© никуда, но за других хоть порадоваться...). Фильтры. Практически все полеты в Жуковском снимаются в контровом свете - так уж случилось и выбора в общем-то нет. Полярайзер пользовать в таком случае смысла нет, в связи с его неэффективностью, а лишние пару чиков кольцом диафрагмы на дороге не валяются. Нет, конечно, при полетах все-таки есть сектор где этот фильтр эффективен, но его постоянное скручивание-навинчивание, мне думается, не оправдано. Впрочем если бы у нас был объектив с дрожалоустранителем©, тогда можно было бы поиграть в эти игры, компенсируя потери света пресловутым дрожалоустранителем©.
    Резюме: На стоянке - больше двигаться и искать интересные и необычные моменты, использовать поляризационный фильтр. При съемке полетов - использовать телеобъектив с максимальным теле в 400-500 мм (желательно с дрожалоустранителем©), установленный на фотокамере с многоточечной системой автофокусировки.

© Павел Козодой
e-mail: troitsk@mail.ru
Троицк, Россия
2001г

P.S. не хотелось переделывать мою статью "Предполетная подготовка фотолюбителей", но хотелось кое-что добавить к уже написанному, отсюда и все что Вы прочитали на этой странице. Остальные фотографии: МАКС 2001.

© Слово, название, назначение и понятие Дрожалоустранитель© является не ругательством, но чем-то зарегестрированным. По всем вопросам о приобретении права на него - обращаться сами знаете куда...




[Home] - [Новости] - [Галереи] - [Статьи] - [Отчеты о поездках] - [Автор]
[FAQ] - [Описание оборудования] - [Ссылки]

© Авторские права на фотографии, изображения и статьи, размещенные на этом ресурсе, принадлежат Павлу Козодою (если не указано иного)
По вопросам использования представленых материалов обращаться по e-mail: troitsk@mail.ru

Последнее обновление:
Hosted by uCoz