... или применение оборотных колец для макросъемки


   Весьма странно проходит у меня освоение макросъемки. После довольно длительного практического использования удлинительных колец, Вист или пас? я прервал свои опыты в покорении макро диапазона, и вот теперь я вновь возвращаюсь к истокам. Я словно бумеранг стремлюсь назад, влекомый некой таинственной силой, ибо чем-то эта тема меня однажды зацепила и не хочет отпускать, несмотря ни на что.
   На этот раз темой для разговора хочется сделать съемку с применением перевернутого объектива. (На самом деле, рассматривая эту тему, я лишь заполняю на своем сайте нишу в описании существующих методов получения масштаба 1:1 (или около того) непосредственно на пленке). В свое время я побоялся переворачивать свой штатный зум потому, что жалко мне его было до невозможности. Фрагмент объектива Ползал я со своими удлинительными кольцами везде где мог и боялся что при развороте объектива на 180 градусов запылится он быстро и безвозвратно. В этом случае снимать мне было бы нечем т.к. альтернативы, на тот момент, у меня не было. Затем у меня появилось оборотное кольцо КО-Н/52 (купленное на толкучке в Севастополе), а еще более затем появился Nikkor 50mm f/1.8. Оборачивать его в полях мне все-таки жалко, а поскольку это графоманство имеет целью лишь изучение мной факта оборота линзы, поэтому ограничусь банальными, в некоторых местах суховатыми, статистическими кадрами, не имеющими ничего общего со всякого рода фотошедевризмами. Я только пытаюсь понять насколько удобна эта схема при съемке в полевой и студийной практике (на случай если у меня будет нужда получить масштаб 1:1).
   Итак, приступим. Прелесть схемы с перевернутым объективом в том, что она проста как табуретка! Привинтили оборотное кольцо на объектив вместо фильтра, затем установили все это безобразие на камеру и все… Да, все, можно начинать съемку! Просто, не так ли? Как любое гениальное решение. Фрагмент купюры в 1000 руб Устраивает буквально все и масштаб и компактность и рабочее расстояние. Прелесть, короче. Диафрагмой можно управлять, если работа неспешная, выставляя ее вручную поворотом кольца диафрагм, после фокусировки при полностью открытой диафрагме. Но это долго, утомительно и целесообразно в том случае если камера жестко закреплена. Я делал иначе. В моей камере управление диафрагмой механическое, поэтому на объективе есть специально обученный рычажок, с помощью которого можно диафрагму прикрыть, этим я и пользовался. В свободном (подпружиненном) состоянии рычажок прикрывает диафрагму до выставленного кольцом диафрагм значения. Фрагмент купюры в 1000 руб Чтобы не усложнять простую конструкцию (и из уважения к фотографу впервые перевернувшему объектив) была применена тривиальная гибкая тяга. Она представляла собой кусок капроновой нити, один конец которой был закреплен на рычаге управления диафрагмой, а второй – на указательном пальце левой руки, моей руки. Смысл этого действия лежит на поверхности проблемы, попробую объяснить зачем я привязался к камере таким странным способом. В рабочем состоянии правая рука фотографа удерживает камеру, а левая поддерживает объектив. Ход рычага управления диафрагмой примерно 10 мм, этот ход легко выбирается за счет соответствующего движения привязанного пальца. Если я определился с объектом съемки, то я, разгибая палец, сдвигаю рычажок и полностью открываю диафрагму. При завершении компоновки кадра и окончании фокусировки остается лишь расслабить палец для прикрытия диафрагмы до рабочего значения и позволить затвору отработать положенный цикл. Спираль обычной лампы накаливания Разумеется, можно применять проволочные тяги и тяги из любых других подручных средств – лишь бы они были удобны в использовании и выполняли возложенные на них функции. Однако это еще не все. Кто хоть раз глядел в видоискатель при относительной диафрагме f/22 тот знает что при этой цифре глазу темно, как, впрочем, и пленке. Света мало, диафрагма фиксирована, корректная экспозиция достигается за счет увеличения выдержки, выдержка длинная, моя выдержка - короткая, руки дрожат, ничего хорошего не выходит, раздражаешься, руки дрожат еще больше и далее по списку. ГРИП на полностью открытой диафрагме и при f/22 Логичным выходом из это положения является применение вспышки. Мобильная система, собранная мной на основе схемы с перевернутым объективом, предстала в следующем виде: камера с объективом была смонтирована на самодельном горизонтальном кронштейне, на другом краю которого устанавливалась вспышка на выносном шнуре SC-17 (кронштейн – это металлическая планка с двумя винтами на четверть дюйма по краям, только и всего…). Вспышка справа, левая рука – слева. Масштабы изображения, получаемые оборачиванием штатного объектива (внизу) и добавлением к этой системе удлинительных колец Вот такая нехитрая система. Разумеется мы можем, как в старые добрые времена, позволить себе установить удлинительные кольца. Только будет ли такое желание? У меня было, ибо не мог я пройти мимо такой радужной перспективы. Масштаб получается около 2:1. Таким образом, при необходимости получить такое увеличение я не буду мучиться с мехом, я переверну объектив и поставлю кольца. И вот что я скажу напоследок: в свое время я сглупил, не попробовав обернуть объектив – все, что я получал с таким трудом, можно было получить гораздо проще с меньшими трудозатратами и потерями нервных клеток. Тот масштаб, который я получал установкой полного комплекта удлинительных колец, достигается простым разворотом линзы. Тем не менее лучше узнать о своей глупости поздно чем даже не догадываться о ней. :)
   Все, теория изложена. Теперь заряжаем пленку и все в сад!

   P.S. т.к. на дворе зима, то спектр объектов для экспериментов был весьма ограничен, думаю что ближе к лету я, если и не заменю полностью, то дополню картинки в статье и сделаю их более разнообразными.


© Павел Козодой
e-mail: troitsk@mail.ru
Троицк, Россия
2005г

    P.S. Да, кстати, тут лежат маленькие сканы с негативов, без кадрирования. Так что все по честному!




[Home] - [Новости] - [Галереи] - [Статьи] - [Отчеты о поездках] - [Автор]
[FAQ] - [Описание оборудования] - [Ссылки]

© Авторские права на фотографии, изображения и статьи, размещенные на этом ресурсе, принадлежат Павлу Козодою (если не указано иного)
По вопросам использования представленых материалов обращаться по e-mail: troitsk@mail.ru

Последнее обновление:
Hosted by uCoz