|
Все
нижеизложенное написано под действием духа противоречия, в связи с заблуждением
некоторых индивидов о том, что макросъемка есть прерогатива фотографа,
имеющего макрообъектив (хотя бы от фирмы Soligor), а остальное не
заслуживает ни права на существование, ни малейшего внимания...
|
    В последнее время фотолюбитель, покупая "зеркалку", почти всегда приобретает в качестве
"штатного" объектива - зум с диапазоном фокусных расстояний от
28-35 до 70-105
мм (верхний предел может быть и 200-300, но такие объективы весьма дороги и
имеют ряд отрицательных особенностей, связанных с "универсальностью").
Это вполне логично и, в большинстве случаев, доступно. С помощью такого рода
объективов можно проводить съемку семьи и друзей, а также природу родного
или любого другого края. В дальнейшем, в зависимости от наличия средств и
запросов, докупается еще и телеобъектив с диапазоном фокусных расстояний от
70-80 до 200-300 мм (для съемки удаленных объектов и портретов). Так
сложилось, что фотограф, увлеченно снимающий пейзажи, одновременно старается
запечатлеть и представителей микромира, очевидно понимая, что микромир также
интересен (если не более) как и тот мир, в котором мы с Вами живем.
Возможностей уже приобретенной оптики для этих целей явно не хватает - к
такому выводу приходишь уже после первых опытов макросъемки. Однако, на
данный момент времени, некоторые зумы из первого и второго диапазонов
позволяют осуществлять съемку в масштабах 1:2 без дополнительных
приспособлений, что уже весьма существенно. Качество получаемых снимков, чаще всего, вполне удовлетворяет фотолюбителей. Поэтому, при желании и
некоторой дальновидности, можно сразу подобрать пару зумов, перекрывающую
диапазон от 28 до 300 мм, позволяющую проводить съемку в масштабах 1:2
(Sigma выпускает объективы для обоих диапазонов, у Nikon'а есть объектив
28-105 с возможностью переключения в режим "микро", переключатель блокирован
до фокусного расстояния менее 50 мм). Итак, столкнувшись с невозможностью
запечатлеть некий малоформатный объект в реальном масштабе,
фотолюбитель, решая возникшую проблему, идет по одному из следующих путей:
покупает честный макрообъектив (с возможностью съемки с масштабом вплоть до
1:1 без дополнительных приспособлений) или покупает комплект удлинительных
колец (мех пока оставим в стороне от обсуждаемой темы).
Безусловно, каждый
хочет пойти по первому пути и если бы не цена макро оптики так, возможно, и
было бы... (хотя у фирм Sigma и Tamron есть довольно приличные "макрики", по
цене значительно меньшей чем цена "родной" оптики, что оставляет
фотолюбителям некоторую надежду). Реальность же такова, что выбор сводится к
покупке объектива с возможностью съемки до масштаба 1:2 или(и) удлинительных
колец по отдельности либо целого комплекта. В свое время, я уже приобрел зум
с диапазоном фокусных расстояний 28-80 мм (максимально возможный масштаб
1:5.6), поэтому, с финансовой точки зрения, для занятия макросъемкой мне не
оставалось ничего другого как купить комплект удлинительных колец.
После
таких умозаключений, я стал обладателем комплекта колец от фирмы Soligor.
   
Этот комплект колец (12мм + 20мм + 36мм) в тандеме с зум объективом, имеющим
диапазон фокусных расстояний 28-80 (Tokina EMZ 280AF (28-80mm f/3.5-5.6)),
позволяет проводить съемку в масштабах вплоть до 1,4:1.
Кольца имеют довольно хорошее чернение внутренних поверхностей, благодаря
чему практически исключено переотражение и возникающая в связи с этим
паразитная засветка. Безусловно, с кольцами объектив работает в нерасчетном
режиме (в отличии от них макрообъективы специально рассчитываются на
получение наилучшего качества изображения именно в макродиапазоне), но и с
их помощью можно заниматься реальной макросъемкой, получая весьма приличные
результаты.
При установке колец совместно с объективом,
имеющим фиксированное фокусное расстояние, мы получаем дискретное изменение
масштабов (получаемые масштабы зависят от набора установленных удлинительных
колец), регулировать каждый из которых в малых пределах можно только
изменением расстояния до объекта с соответствующей коррекцией кольцом
фокусировки. В том случае, если применяется зум объектив, мы имеем более
широкие возможности по варьированию масштабов, несравнимые со случаем
применения объектива с одним фокусным расстоянием. Качество изображения,
получаемое некоторыми из выпускаемых ныне зум объективов, все ближе
приближается к качеству изображения объективов с фиксированным фокусным
расстоянием и при использовании удлинительных колец разница почти полностью исчезает. Посему вопрос о качестве получаемых негативов, порой, не
столь актуален, тем более в любительской практике.
Существует мнение, что техника от фирмы Soligor не достаточно качественна
(это мнение, в основном, распространено среди рьяных поклонников "родной"
оптики и аксессуаров, которые кривятся при одном упоминании т.н.
"независимых производителей"), что ж, каждое мнение имеет право на
существование, даже не совсем объективное. Объективно я могу дать оценку
только качеству колец от Soligor, в связи с тем что с другой техникой этой
фирмы я не пересекался. Однажды мне позволили попользоваться камерой Nikon
FM2 с аксессуарами и, имея возможность фотографировать используя "родное"
удлинительное кольцо, я решил провести сравнительный тест. При проверке "на
вшивость" была отснята серия одинаковых кадров с удлинительным кольцом от
Nikon PK-13 (27,5мм) и с набором колец от Soligor (12мм + 20мм), объектив,
само собой, был один и тот же.
На отпечатках формата 20х30 заметной разницы
в качестве я не почувствовал и если бы не было некоторой нестыковки в
масштабах изображения я бы вряд ли смог отличить полученные фотографии. В
конце концов изготовление удлинительных колец это не производство оптики (во
всяком случае культуры производства у Soligor'а хватает на изготовление
достойных колец), поэтому ничего удивительного в полученных результатах нет.
Даже при установке полного комплекта совместно с зумом 28-80 (масштаб
примерно 1,4:1) получаемые отпечатки не имеют каких-либо существенных
дифракционных сдвигов, хотя, конечно, глубина резкости в этом случае
ничтожна и получаемые изображения далеки от идеала (хотя что есть "идеал"?).
   
Итак, став обладателем комплекта колец, я отправился на природу обкатывать
покупку. Оказалось, что при съемке в солнечный день в лесу при полностью
открытой диафрагме выдержка составляет примерно 1/10 - 1/60 сек., т.е.
выдержка слишком длинна для съемки с рук с фокусным расстоянием объектива
80 мм и парой колец, поэтому желательно применение внешней вспышки с
рассеивателем - для смягчения теней, вынесенной с камеры - так как
расстояние до объекта съемки чрезвычайно мало (опробовать применение внешней
вспышки не имел возможности, но уже почувствовал всю необходимость в оной).
На масштабах около 1:1 мельчайшее подрагивание рук заметно также как при
съемке "телевиком". Для ехидных читателей сразу замечу, что дрожание рук не
есть следствие каких-либо злоупотреблений, оно появляется после нескольких
минут нахождения в неудобной позе во время наблюдения за насекомым при
ожидании интересного кадра.
Причем такие посиделки редко бывают
продуктивными, с точки зрения полученных кадров, но они дают бесценную
информацию о повадках насекомых, которая оказывается полезной в дальнейшем.
Кроме того отказать себе в удовольствии наблюдать за жизнью микромира
практически невозможно.
"Почему бы тогда не взять с собой штатив?" -
спросите Вы. Хороший вопрос. Ну во-первых его неудобно носить. Сейчас можно легко подобрать
штатив относительно скромных габаритов, веса и цены, но вот производители
кофров, почему-то, не считают необходимым предусмотреть на т.н. бюджетных
кофрах пары регулируемых петель для крепления если не небольшого штатива, то
хотя бы монопода. Во-вторых, трудно быстро привести штатив в рабочее
положение и, расположив в нужном месте, произвести съемку. И если с
представителями флоры такое вполне пройдет, то снимать таким
образом мелкую живность весьма проблематично в связи с ее повышенной
пугливостью.
В том случае если Вы готовы бегать с камерой и
штативом, скажем, за бабочкой, то замечание по поводу штатива я
сразу снимаю - я сам такого не пробовал, но думаю у меня не хватит на
это ни терпения, ни времени. Хотя, если использовать некое подобие монопода
с острой пикой на конце, то, вероятно, можно весьма оперативно перемещаться
и фиксировать камеру в новом месте, втыкая этот "штырь" в землю (это из
моих, пока еще не реализованных, мыслей - попробуйте, должно работать). Чаще
всего, я практикую такую тактику съемки: устанавливаю нужный комплект
удлинительных колец и выставляю на кольце фокусировки - бесконечность, а на
кольце зума - максимальное фокусное расстояние (итого - максимально
возможное расстояние до объекта съемки). После этого, поймав объект в фокус,
перемещаюсь по его направлению, одновременно поворачивая кольцо фокусировки
и, при необходимости, кольцо зума для получения необходимого масштаба и
размещения объекта в кадре.
В связи с тем, что естественного
освещения не хватает, чаще всего приходится снимать с полностью открытой
диафрагмой. Некоторые из полученных мной фотографий представлены в этой
статье. Злые языки утверждают, что мне иногда очень везет на "глупую,
заторможенную живность", но хочется верить в то что "живность" не чувствует
опасности с моей стороны, а посему, доверяя, позволяет приблизиться
достаточно близко. К сожалению не могу сказать такого обо всех летающих и
ползающих объектах съемки. За многими приходится бегать и ползать на
корячках. Со временем, в зависимости от размеров объекта,
необходимый комплект колец не глядя устанавливается между камерой и
объективом, пока идет отслеживание перемещений объекта (ориентировка
положения байонетных колец осуществляется на ощупь по ползунку деблокировки).
Слежение за подвижным объектом съемки необходимо потому, что живность, часто
обладая правильной т.е. покровительственной окраской, мгновенно "пропадает"
стоит лишь на секунду отвести взгляд, таким образом с трудом обнаруженный
объект легко теряется. Но, конечно, не все насекомые и мелкая живность
спешат ретироваться при появлении Homo Sapiens с фотокамерой, и если не быть
неоправданно настырным, то можно проводить съемку достаточно долго. Хотя
даже здесь встречаются "непробиваемые" особи, иногда за трапезой насекомые
готовы не замечать никого и мириться с настойчивостью со стороны фотографа
и, возникающими при этом, некоторыми неудобствами.
Так, с подхода мы уже снимали, за насекомыми уже бегали, даже пользовались их
доверием - единственное что остается так это засада (все как в реальной
охоте, только здесь нет жертв).
Засады лучше устраивать у мест с
повышенной вероятностью появления насекомых - для разных видов и классов они
различны, поэтому желательно проконсультироваться со специалистами или
проштудировать литературу. Это могут быть цветущие растения,
гниющие фрукты, вход в укрытие (например у пауков и земляных пчел),
наблюдательные пункты у стрекоз, ловчие сети пауков (ожидание улова) и т.д.
Вся тактика и особенности фотоохоты более подробно описаны в статьях
Ивана Сазыкина "Фотоохота на насекомых" (№4'98) и "Макросъемка насекомых в полевых
условиях" (№1-2'2000), которые имели место быть в журнале "ФМ". Поэтому
отсылаю Вас за подробностями к тем замечательным статьям, немного освежив в
Вашей памяти эту тему, поверхностно пройдясь по ней, т.к. это было необходимо
для полноценного облика представленной здесь статьи.
   
Конечно, съемка с кольцами не позволяет получить качества реального
макрообъектива и не позволяет действовать также оперативно. Да, комбинацией
штатного зума и комплекта колец проводить макросъемку непросто, но это очень
дисциплинирует и приучает к терпению, что очень важно при любом виде съемок.
Кроме этого удлинительные кольца, позволяя снимать в масштабах близких к
реальным, помогают понять фотографу его необходимость в макрообъективе.
Нужно ли покупать дорогой макрообъектив, если уровень и интенсивность съемок
такова, что вполне достаточно применения удлинительных колец? Впрочем,
каким бы ни было Ваше решение, пара колец никогда не помешают ни в
профессиональной ни в любительской практике.
    Надеюсь, что я смог доказать сомневающимся право на существование в
макросъемке комбинации штатного зума и удлинительных колец. Любители же,
снимающие таким комплектом, несмотря на все мои уверения и доказательства,
все равно будут продолжать мечтать о настоящем макрообъективе, на очередной
микрофотоохоте, рассматривая в видоискатель переливающиеся на солнце
пестрые крылья бабочки. Это так, я знаю...
|