СКВОЗЬ СОВЕРШЕНСТВО ФОРМ
( дневник странствий или крымская одиссея )

    Мои детские воспоминания о Крыме начали выплывать из тумана времен под действием запаха гнилых вод Сиваша, словно сознание больного из паров эфира. Этот запах вернул меня в те дни когда я был маленьким мальчиком в коротких штанишках, готовым круглый день ковыряться на мелководье в поисках блестящих камешков и шустрых крабов.
    А между тем наша крымская одиссея только начиналась. Вопрос о направлении движения приезжего человека в Крыму летом в первый день приезда не возникал - это было для нас очевидно и поэтому через некоторое время море уже принимало в свои прохладные воды наши россиянские тела. После купания мы ощутили долгожданную прохладу и частично утолили жажду поэтому было решено утолить еще и голод в уютном ресторанчике на берегу моря. А затем мы выдвинулись в направлении парка санатория "Утес", а также побывали на самом утесе, который и дал имя санаторию. При первом же взгляде на эту каменную глыбу возникло ощущение, что сотни варваров и вандалов со всех концов бывшего СССР съезжаются сюда, чтобы "увековечить" свое имя и иногда даже фамилию. Гуляя по паркам санаториев и купаясь в море мы не заметили как незаметно подкрался вечер и глядя как далекие горные хребты укрываются дымкой мы понимаем, как незаметно пролетает время в Крыму. Но, тем не менее, нам хотелось бывать на море чаще - поэтому, в дальнейшем, все дни, следующие за днями культурных мероприятий и походов, посвящались вымачиванию своих тел в ласковых водах Черного моря.
    Чтобы не тратить зря силы, пока они переполняют нас, и выветрить из себя пыль больших городов было решено на следующий день совершить марш-бросок по пещерным городам Эски-Кермен и Мангуп. Словно караван верблюдов палимый солнцем мы брели с горбами рюкзаков к заветной цели. И вот уже под присмотром пустых глазниц сторожевых башен возвышается пред нами скала города Эски-Кермен - неприступной твердыни средневековья. Сейчас трудно поверить, что когда-то в этих домах люди жили, рождались и умирали, смеялись дети и пели птицы в садах. Но сейчас только ветер гуляет по пустым улицам и домам, свистит в бойницах оборонительных башен, и кажется, что дожди все еще не смыли следы крови с их стен. Между тем уже смеркалось, а место для ночлега еще не было выбрано. Но мы его довольно быстро нашли возле Пятой Балки на горе Эльбурун около родника между двух сообщающихся друг с другом озер. Родник был очень хорош и хоть мы находились почти на вершине горы, на высоте порядка 450 метров, он бил из камня струей открытого на полную мощность крана. Внутренний голос говорил, что родника с таким расходом воды, да почти на верху горы быть не должно, а поэтому здесь явно наличествует какой-то подвох. Мои размышления о причине этого феномена не хотели идти дальше взвода писающих мальчиков установленных заботливыми руками в кустах для поддержания должного напора. Но эти параноидальные мысли оказались совершенно напрасными и вскоре ледяная вода родника весело плескалась в желудке, приятно охлаждая прилегающие внутренние органы. Ночь прошла под открытым сводом небес, напоминающим бархат с рассыпанными по нему брильянтами. Глубокий гипнотический сон, вызванный беспрестанным журчанием воды, и окружающая тишина были нарушены лишь однажды - когда Ваш покорный слуга чуть было не скатился в озеро в спальном мешке.
    Но о чем это я? Ночь уже закончилась и пора продолжать путь. За мной, дорогой читатель, нас ждет еще одна пещерная твердыня - древний город Мангуп. Чтобы попасть в город нужно подняться на высоту почти 600 метров, но вид , открывающийся сверху, стоит этих усилий. Голубизна неба разбавлена белоснежными кляксами облаков, которые простираясь до горизонта сливаются в далекой дымке с пушистой зеленью гор. Как и в Эски-Кермен былое величие угадывается здесь с трудом по оставшимся элементам наземных построек и по обилию комнат и залов, вырубленных в монолите скалы. Блуждая по комнатам города невольно восхищаешься простоте решения жилищного вопроса в стародавние времена - поработал человек энное количество времени предками молотка и зубила и можно вселяться в новую квартиру. Причем размах построек порой поражает - так в цитадели встречаются залы вырубленные на три-четыре этажа в глубь. Здесь особенно трудно удержаться, чтобы, перед уходом, не запечатлеть себя в окружении результатов такого титанического труда. Вот примерно так был разведан маршрут, пролегающий через два пещерных города, мимо чудесных крымских пейзажей, сквозь жару и, может быть, даже время. Если кто-то решиться повторить этот переход - пишите мне и я расскажу подробнее о особенностях маршрута.
    Следующий за двухдневным походом по пещерным городам день был отведен под релаксацию, встречу с морем и посещение Никитского ботанического сада (НБС). Сойдя с троллейбуса в "Никите" на тропинке, ведущей к саду, нам посчастливилось натолкнуться на очень характерного представителя семейства скупердяев, которого можно вспоминать долгие годы. А было это вот как: спускаясь закоулками от трассы к центральному входу НБС мы наткнулись на шикарную шелковицу, свесившую из-за забора свои ветки и роняющую на асфальт бархатистые черные плоды. О том чтобы нарвать манящих плодов не было даже и речи, так как за процессом опадания зрелых ягод, из-за калитки зорко следила бабуля. Складывалось впечатление, что она словно японец в период цветения сакуры, отрешилась от мирской суеты и, наблюдая падающие ягоды, думает о хрупкости жизни или о том какое из философских направлений Запада и Востока наиболее четко отражает реальный мир. После некоторых умозаключений был разработан хитроумный план. Слезным голосом было испрошено дозволение на сбор падших ягод с земли (на самом деле мы надеялись, что бабуля растрогается и позволит наесться шелковицы с ветвей). Но она ответила совершенно гениальной фразой - она сказала: "Можно...", и выдержав паузу, которой позавидовал бы сам Станиславский, добавила - "...если Вы НЕМНОЖКО ЗАПЛАТИТЕ...". Ну что мы могли ей на это ответить, нас ждал прекрасный сад, наполненный ароматами цветов, а в тени гигантских кедров витал запах хвои. И хотя впечатление о саде подпортила идущая в нем реконструкция, но в нем были и огромные секвойи, и пальмы, и бамбуковая роща, и розы и пруд с лилиями. Однако из-за жары нас больше влекло к морю - поэтому мы решили направить свои стопы ко входу в пучины морские. Вот там, лежа на гладких камушках и глядя на проплывающие мимо яхты и белые катера, мы хором вспомнили Остапа Бендера и его Рио. И уже на следующий день отправились, на катере по имени "Люба Шевцова", из Алушты вдоль южного берега по направлению к Алупке.
    Вообще-то говоря, прогулка оказалась весьма интересна и познавательна - заботливый экипаж катера комментировал все лежащие на берегу объекты как с исторической так и с житейской точек зрения. Благодаря этим комментариям давно известные достопримечательности, порой, представали пред нами в новом свете. К заслугам экипажа можно также отнести ту нечеловеческую скорость, которую развивала "Люба Шевцова", и благодаря которой мы не без гордости смотрели на пассажиров других катеров, постепенно исчезающих в дали. Так, созерцая проплывающий мимо пейзаж, мы миновали "Ласточкино гнездо" и вскоре причалили к пирсу недалеко от Воронцовского дворца. Сказать что около дворца было много цветов - значит не сказать ничего. Дворец прямо-таки утопал в цветах. В воздухе витали сотни ароматов, создавая атмосферу некой нереальности происходящего. Над огромными клумбами грациозно порхали пестрые парусники, словно лепестки цветов сорванные ветром и кружащиеся по его прихоти. Да именно "Грациозно порхали" - я вовсе не приукрашиваю действительность - это не то суетливое махание крыльями, присущее обычным бабочкам. Сравнить его можно только с походкой знатного аристократа, не терпящего суеты и полностью осознающего свое величие. Было что-то завораживающее в их парении над морем цветов, который можно наблюдать, пожалуй, часами. Невдалеке от цветочной клумбы, под тенью беседки из вьюнка, расположился фонтан, аналогичный "Фонтану слез" из Бахчисарая, до создания которого многие сомневались, что камень может плакать, некоторые сомневаются и теперь глядя как падают "слезы" на холодный мрамор. В мозаике дворцового комплекса основным элементом, безусловно, является сам дворец, поражающий воображение гармоничным сочетанием многих архитектурных стилей (архитектор Э. Блор). Но, обычно, больше всего запоминается лестница, ведущая от дворца по направлению к морю, со скульптурами львов на перилах. Всего львов шесть, но мне был ближе и симпатичнее спящий лев - этакая киса дремлющая на пуфике. Блуждая по дворцовому парку под цветущими магнолиями не устаешь поражаться гениальности архитектора, создавшего это чудо. Ведь даже при обилии туристов, гуляющих по дворцу и дворцовому парку, не составляет особого труда найти тихие уголки, где можно уединиться и поразмышлять о вечном.
    Но как ни жаль, а всегда приходится расставаться с прекрасным и вот уже катер везет нас к следующей точке нашей одиссеи - пирсу у "Солнечной тропы". Хотя сказав: "у тропы", я вдруг понял, что погорячился. Да тропа, длиной почти шесть километров, находится на одной высоте по всей своей длине, но вот лезть до нее от берега пришлось порядочно. А привела тропа нас в Ливадийский дворец. 1945 год, Ялтинская конференция - это первое, что приходит на ум у этих стен. Однако, глядя на часы, видим что подходит срок возвращаться в Ялту, чтобы успеть на троллейбус до Симферополя. И времени хватило ровно на столько, чтобы сделать пару кадров и принять участие в дегустации крымских вин (для этого времени, почему-то, всегда хватает...). Ну вот троллейбус везет нас к дому с трудом карабкаясь по серпантину дороги, а между тем нам нужно определиться с приоритетами на будущее - ведь хочется еще многое посмотреть. Было решено придерживаться следующей последовательности: 1.Бахчисарай и пещерный город Чуфут-Кале, 2.Севастополь и 3. гора Демерджи.
    Итак - Бахчисарай. Сначала мы решили слазить в средневековый пещерный город Чуфут-Кале. Этот город, в основном, похож на Эски-Кермен и Мангуп, огромное количество вырубленных комнат говорит о том, что и здесь когда-то была бурная жизнь. Но сейчас от запустения, царящего на плато, веет какой-то безысходностью и тоской по утраченному. Поэтому хотелось побыстрей спуститься вниз, что и было сделано (зачем мы туда полезли - до сих пор не знаю, до этого я был там раз 5). Прибыв к ханскому дворцу мои спутники отправились внутрь дворца на экскурсию. Представленная в музее экспозиция повествует о быте знатных крымских татар вообще и о быте хана в частности, а так как я был тут раз пять то нового, для меня, было очень мало и я решил экскурсию пропустить. А посему мне предстояло решить что делать в ближайшие полчаса: спать на скамейке, скучать (как это делал один турист) или искать новое в хорошо известном старом. Я, как истинный фотолюбитель, разумеется, выбрал последний вариант, а когда мои соратники вернулись с экскурсии, то разбудили меня и помогли собраться домой. Тем не менее, перед уходом, для очистки совести, я все-таки сделал пару кадров.
    Ну а теперь отправимся-ка мы в Севастополь. Любопытный читатель может задаться вопросом:"... любезный, а что Вы, собственно, потеряли в Севастополе?" О, как говорят в Одессе - Севастополь имеет много такого чего не имеют других городов. Но давайте обо всем по порядку. Желательно попасть в Севастополь на стыке будней и выходных (т.е. в пятницу, субботу и в воскресенье) - сейчас объясню почему. В пятницу можно спокойно посетить музеи и выставки, съездить в Херсонес и там вдоволь накупаться (это, впрочем, распространяется на все дни). В выходные нужно идти на набережную где собираются люди искусства из самого Севастополя и из окрестностей. Такого вернисажа я не видел давно, более того если Вам что-либо понравится можно, да и нужно, купить желаемое произведение. А выбрать очень трудно так как нравится почти все... Но, если честно, я рвался в Севастополь в эти дни (последнее воскресенье июля) исключительно из-за дня ВМФ и парада в его честь. В этом году парад был совместным - к российскому ВМФ присоединился незалежный флот Украины. А так как на празднике присутствовали господа Кучма и Лужков, то флота из кожи вон лезли, чтобы произвести впечатление на высоких гостей. Желающих увидеть парад было так много, что приехав на набережную за два с половиной часа до начала шоу, я еле нашел достойное место для размещения своего тела. А вечером сгущающиеся над городом сумерки и черноту моря разрезали огненные водопады фейерверков, словно струящихся навстречу друг другу с высоты и из морских глубин. Такое зрелище долго не стирается из памяти. Не забуду его и я потому, что во время фейерверка я ехал на электричке в Симферополь...
    А между тем времени до отъезда домой все меньше и, как бы подводя итог нашему путешествию, мы прощаемся с Крымом поднимаясь на гору Демерджи. Дорога от трассы к поселку Лучистое привела нас к подножью горы и набрав воды в роднике мы отправились на взятие высоты. Скалы возвышались по сторонам ущелья, а причудливые каменные истуканы словно следили за нашим восхождением. Не спеша набирая высоту мы, тем не менее, не забывали смотреть по сторонам, не столько с праздным любопытством, сколько в надежде найти что-то фотогеничное. В ущелье мы натолкнулись на необычное явление природы - обманутая погодой яблоня вновь расцвела. Чтобы на яблоне одновременно были и цветы и яблоки - такого я раньше не видел и скорей всего не увижу уже никогда. Однако ноги шли дальше и миновав долину приведений, образованную множеством фигур выветривания, мы поднялись на самую макушку горы. После привала и "замора червячка" мы отправились вдоль по хребту. Признаться я ни разу не летал на самолете на малой высоте (хотя было бы неплохо), но даже здесь открывающийся вид заставляет на время забыть о суетности мира и подумать о его непостоянстве и хрупкости. Трудно передать переполняющие тебя чувства от увиденного, да и зачем? Разве слова, эти наборы гласных и согласных, способны описать все творящееся вокруг не опускаясь до банальной прозы? Ведь только поднявшись на гору понимаешь для чего они установлены на земле (или думаешь что понимаешь) и испытываешь огромную благодарность тому кто их придумал...

    P.S. Этот рассказ - своего рода экстракт из двух моих поездок с друзьями в Крым летом 1998 и 1999 годов. В него вошли не все события, которые произошли, но все что описано здесь - чистая правда, свидетельство тому - представленный фотоматериал...


Павел Козодой
e-mail: troitsk@mail.ru
Троицк, Россия
1999г



[Home] - [Новости] - [Галереи] - [Статьи] - [Отчеты о поездках] - [Автор]
[FAQ] - [Описание оборудования] - [Ссылки]

© Авторские права на фотографии, изображения и статьи, размещенные на этом ресурсе, принадлежат Павлу Козодою (если не указано иного)
По вопросам использования представленых материалов обращаться по e-mail: troitsk@mail.ru

Последнее обновление:
Hosted by uCoz