... или еще пара слов о бюджетной макросъемке


   Откуда возникает желание заняться макросъемкой? Я не знаю. У многих фотолюбителей такого желания не возникает вовсе, кто-то именно с макросъемки начинает свой путь в фотографии, а кто-то приходит к масштабу 1:1 из других фото направлений. Так или иначе, но большинство фотолюбителей хоть когда-нибудь да пробовали или хотели попробовать поработать с большими увеличениями. Однако, чаще всего, пробные результаты не оправдывают ожиданий. А все из-за недостаточной информированности фотолюбителей относительно существующих вариантов получения макроизображения. В миру живет миф, в котором говориться, что макросъемка ведется только макрообъективом. Многие и не подозревают, что кроме использования макрообъектива для получения больших увеличений, существует еще ряд схем, благодаря которым можно не только достичь масштаба 1:1 на пленке, но и перешагнуть через него. Обзором этих схем я и хотел бы заняться. Впрочем тут есть одно «но». Все описанное будет относиться к практике использования однообъективной зеркальной камеры. Безусловно, эти схемы частично можно применять и на цифровых компактных камерах. Однако я не буду углубляться в описание адаптаций схем под такого рода фотокамеры потому, что пока не имел серьезного практического опыта в работе с цифровыми фотокамерами. Кроме того, я оставляю Вам поле для дальнейшего возделывания. Моя цель – лишь указать путь.
   Однообъективная зеркальная камера… Прелесть зеркальной камеры, вне зависимости от формата, в том, что Вы видите все то, что получится затем на фотопленке. И не важно, что Вы нагородили перед байонетом камеры. Вы полностью контролируете процесс съемки. Подобный контроль за процессом съемки и некоторая свобода в выборе насадок и приспособлений для макросъемки присутствует при использовании цифровых компактных камер высшей ценовой категории, где есть возможность использования внешней вспышки (пример грамотного использования цифромыльниц Canon G-серии - Photos of Mark Plonsky).
   Итак, однажды, каким-нибудь погожим июльским деньком, Вы лежите на спине посередине лужка, теребите в зубах травинку, с метелкой на конце, и наблюдаете за ползущими по небу тучками. Но вдруг Вы видите самую прекрасную травинку-соринку-пылинку, которую Вам только приходилось видеть в своей жизни. От одной только мысли, что кроме Вас эту красоту никто не увидит, щемит душу. Но что же делать? Как донести эту малюхасенькую прелесть до взоров миллионов? И вот постепенно, неким непостижимым образом, идея попробовать себя в макросъемке вкрадывается в мысли фотолюбителя. “Видимо для этого дела придется купить макрообъектив” – думаете Вы… Но обычно столь кардинальных мер в решении этой задачи мы сразу принять не можем, по различным соображениям (чаще по финансовым). Поэтому ждет нас дальняя дорога через дебри бюджетной макросъемки – т.е. применение любых методов получения макроизображения без использования специальных макрообъективов. Рассмотрим все эти способы вплоть до применения этих самых спецобъективов. Начнем по порядку - от технически простого к сложному, пока не углубляясь в цену оборудования, лишь мельком упоминая о ней. Часть способов описана мной в статьях, часть – описана другими авторами, поэтому я буду проходить обзорно по схемам и давать ссылку на развернутый обзор или статью. Ну что, готовы? Тогда начнем, пожалуй.
   Предположим, что с зеркалкой мы приобрели обычный штатный зум объектив. Если рассматривать KIT-вые версии, то практически все объективы, которые поставляются в составе комплекта, непригодны для макросъемки в «сыром» виде. Только лишь с дополнительным «обвесом». Существуют, тем не менее, зумы с возможностью получения масштаба 1:2 без каких-либо дополнительных приспособлений, исключительно благодаря оптической схеме. Что ж – 1:2 это уже серьезная заявка на победу. Таким образом, можно, без вмешательства в систему камера-объектив, получать псевдо-макро (на самом деле это уже полноценное макро, но хочется немного утрировать). Этот способ макросъемки самый простой и дешевый – главное изначально правильно выбрать объектив.
   Далее я позволю себе описать все экзерсисы, с возможными системами для макросъемки, принимая за базу установку на камере штатного объектива, т.е. «полтинника» - исключительно для простоты повествования. Итак, что мы можем предложить в дополнение к штатному объективу для того чтобы он мог предоставить нам макро возможности?
   Во-первых, что можно сделать - навинтить на объектив, вместо фильтра, макро линзу (Close-Up Lens). Такого рода линзы позволяют легко увеличить масштаб получаемого изображения без потери светосилы объективом. Однако это увеличение обычно незначительно. Если есть желание получить масштаб близкий к 1:1, то необходимо применять линзы с большими диоптриями, состоящие из нескольких элементов. Но в этом случае качество получаемого изображения будет далеко от желаемого. Плюс этого метода – относительно небольшая стоимость линз, хотя они, разумеется, дороже защитных фильтров соответствующего типоразмера.
   Во-вторых, можно перевернуть объектив. Т.е. подсоединить объектив к камере таким образом чтобы фронтальная линза была обращена к байонету камеры. Такое подсоединение возможно при помощи оборотного кольца, которое имеет с одной стороны ответную часть байонета, а с другой – внешнюю резьбу под светофильтр. Стоимость таких колец настолько мала, а масштаб получаемого изображения настолько 1:1, что кажется больше и желать нечего. Проводить фотосъемку, используя эту схему легко, просто и приятно. Недостатки – экспозамер многих камер не будет работать, надо исхитриться чтобы управлять диафрагмой объектива и необходимо помнить о безопасности незащищенной тыловой линзы, которая на время стала фронтальной. Фирменные оборачивающие приспособления весьма дороги. ("Обратно не то..." - оборачивание объектива )
   Далее по простоте идут удлинительные кольца. Они устанавливаются между объективом и фотокамерой. В продаже можно встретить как отдельные кольца различных толщин по отдельности, так и комплекты удлинительных колец. Получаемый масштаб (при установке полного комплекта удлинительных колец - 12мм+20мм+36мм) практически идентичен максимальному масштабу предыдущего способа. Плюс – автоматика камеры работает. Минус – дискретное изменение масштабов, относительно громоздкая конструкция, падение светосилы, дифракция. ("Макрофотосъемка без макрообъектива" - применение удлинительных колец)
   Как частный случай использования удлинительных колец можно упомянуть применение телеконвертора, ибо этот метод, как и любой другой имеет право на существование. Применение телеконвертора позволяет, при одной и той же фокусировочной дистанции, получить увеличение большее в кратность конвертора по сравнению с исходным.
   Теперь следует вкратце рассказать о системе, которая является дальнейшим развитием системы с макро линзой. Это так называемое СуперМакро. Все как прежде, только в качестве линзы используется объектив, условно называемый дополнительным, фронтальная линза которого направлена к фронтальной линзе основного объектива (а вот он уже установлен на фотокамере). Эта схема позволяет получать значительные увеличения. Увеличение, даваемое такой конструкцией, равно отношению фокусного расстояния основного объектива к фокусному расстоянию дополнительного. Стоимость сборки схемы незначительна, при условии наличия подходящей пары основной-дополнительный объектив и полуфабрикатов для сборки переходного кольца - корпусов отслуживших свой век светофильтров.
   Что далее? А далее мы рассмотрим мех. Если не брать в расчет «родные» брендовские меха, то система с мехом также довольно доступна. При известной смекалке можно затратить минимум средств и получить масштаб вплоть до 4:1 со “штатником”. Причем можно варьировать масштабы изображения и делать это весьма плавно. Стоит также упомянуть, что при дополнительном «обвесе» этой схемы можно перешагнуть масштаб 10:1. ("Преодоление макро барьера" - использование меха в макросъемке)
   Ну и наконец макрообъектив. Самый простой, приятный и дорогой способ получения масштаба 1:1…
   Вот такой получился путь через относительно сложное к простому и от дешевого к дорогому. Таков у нас выбор. Все сразу попробовать обычно не получается, но основные реперные точки обозначены и Вы поняли куда мы движемся. Наша цель – получение все большей цифры слева от двоеточия, при постоянной единице справа. Впрочем Вы вольны остановиться на любом устраивающем Вас масштабе.
   Теперь, когда некоторые вопросы, связанные с выбором оборудования для макросъемки и техникой съемки, обозначены, будем двигаться дальше и самую малость углубимся в выбор сопутствующего оборудования.
   Так как мы сделали правильный выбор камеры – однообъективная зеркальная, то проблема определения экспозиции во время съемки перед нами не стоит. Вернее так – экспозиция определяется точно также как и при обычной съемке. Вы выбираете программу или приоритет, выдержку и/или диафрагму, тип замера экспозиции и необходимую для сюжета коррекцию. Нет необходимости вводить поправки для всего того безобразия, которое мы устанавливаем с целью получения макро возможностей, поскольку замер идет через всю оптическую систему. Но при макросъемке проблема заключается в другом. При увеличении масштаба изображения мы уменьшаем глубину резко отображаемого пространства, а мы знаем, что увеличить ее можно лишь одним способом – выбрать меньшую диафрагму (при одной и той же схеме и одном и том же масштабе изображения). Поскольку экспозиция величина совершенно определенная, а экспозиционная пара вещь взаимосвязанная, то увеличивая значение относительной диафрагмы мы получаем большее значение выдержки, ибо нас интересует только тот кадр, который будет экспонирован корректно. Все бы это было ничего, но каждому человеку присущ т.н. тремор рук, поэтому перспектива получить четкий снимок с выдержкой длиннее 1/15с представляется мне весьма сомнительной, если не применять штатив или какие-либо упоры. Таким образом логически приходим к использованию в практике макросъемки дополнительных источников света. Существуют специальные кольцевые вспышки для макросъемки, вспышки с несколькими рефлекторами и их комбинация. Это специализированные вспышки, поэтому, как любое специализированное оборудование, они не дешевы. Но мне, почему-то, больше импонирует использование обычной внешней вспышки, вынесенной с камеры на удлинительном TTL шнуре. Управлять освещенностью, в этом случае, можно перемещая саму вспышку относительно объекта съемки, а также изменяя положения дополнительных рассеивателей и отражателей. Кроме этого ходят слухи, что внешнюю вспышку можно использовать не только по макро, но и по прямому назначению, причем весьма успешно. Что касается дополнительных источников света на основе ламп накаливания то они, разумеется, имеют право на жизнь, однако в связи с рядом недостатков используют их редко, отдавая предпочтение импульсному освещению как более легкому, компактному и экономичному.
   Итак, когда технически мы вроде бы подготовлены, настал момент взглянуть в видоискатель и что-то увидеть. Что-то расплывчато-размазанное, нерезкое и ускользающее. И чем больше увеличение, тем больше все это выражено. В начале процесс фокусировки кажется сложным и занимает какое-то время. Затем Вы осваиваетесь и практически не задумываетесь над техникой фокусировки, уделяя большее внимание идейно-композиционной стороне съемки. Вопрос об использовании автофокуса в макросъемке возникает постоянно (в том случае если камера с определенным «обвесом» еще способна на такие подвиги). Но мне кажется, что автофокус лучше отключить и фокусироваться либо вращая кольцо фокусировки объектива, либо изменяя дистанцию до объекта. Автофокус это, безусловно, здорово, но если он начнет задумываться или, растерявшись, будет летать между крайними точками диапазона фокусировки, то ничего путного из этого не выйдет. Вы лишь потеряете контроль над ситуацией, несколько, возможно, бесценных кадров и массу нервных клеток.
   Кроме всего описанного Вам, возможно, пригодится какая-то часть информации, представленная в моей статье «Макросъемка без макрообъектива», когда Вы отправитесь на природу осваивать макромир и оттачивать свое умение в отображении этого мира во всей его незаметной красе.
   Вот собственно и все, что хотелось бы донести до Вас, в связи с возможными схемами и теоретической подготовкой к практической макросъемке. Удачи.


© Павел Козодой
e-mail: troitsk@mail.ru
Троицк, Россия
2005г



[Home] - [Новости] - [Галереи] - [Статьи] - [Отчеты о поездках] - [Автор]
[FAQ] - [Описание оборудования] - [Ссылки]

© Авторские права на фотографии, изображения и статьи, размещенные на этом ресурсе, принадлежат Павлу Козодою (если не указано иного)
По вопросам использования представленых материалов обращаться по e-mail: troitsk@mail.ru

Последнее обновление:
Hosted by uCoz